ИНСТИТУТ АУЭЗОВА

Структура института

ОТДЕЛЫ

«Абаеведение и современная литература»

Руководитель – МАДИБАЕВА Канипаш Кайсакызы, доктор филологических наук, профессор

«Изобразительное искусство»

Руководитель – Диляра Сафаргалиевна Шарипова, кандидат искусствоведения, доцент

«Научная инновация «Рукописи и текстология»

Руководитель – Жумашай Сайлауқызы РАКЫШ, кандидат филологических наук, доцент

«Научно-культурный центр «Дом Ауэзова»

Директор — Диар Аскарович КУНАЕВ

«Музыковедение»

Руководитель – КАЗТУГАНОВА Айнур Жасанбергеновна, кандидат искусствоведения, доцент

«Литература и художественная публицистика в эпоху независимости»

Руководитель – Гулжахан Жумабердикызы ОРДА, доктор филологических наук, профессор

«Театроведение и киноведение»

Руководитель – Амангельды Оразбайулы МУКАН, кандидат филологических наук, доцент

«Фольклористика»

Руководитель – Кенжехан Исламжанович МАТЫЖАНОВ, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, доктор филологических наук, профессор.

«Международные отношения и мировая литература»

Руководитель – АНАНЬЕВА Светлана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент

Отдел «Абаеведения и литературы новой эпохи»

Отдел «Абаеведения и литературы новой эпохи» занимается исследованием жизни и литературного наследия Абая, а также изучением проблем абаеведения. Отдел был основан в 1944 году под руководством М.О. Ауэзова при Институте языка и литературы Казахского филиала Академии наук СССР. В первые годы в отделе работали такие видные ученые, как М. Ауэзов, М.С. Сильченко, К. Жумалиев, Ы. Дуйсенбаев, Б. Кенжебаев, К. Мухамедханов, Ж. Ысмагулов и другие.

15 июня 1951 года Институт языка и литературы Академии наук Казахской ССР совместно с Союзом писателей Казахстана организовал научные дебаты по обсуждению литературного наследия Абая. Результатом стало принятие постановления, в котором творчество Абая было объявлено противоречащим исторической правде, вымышленным, ложным и вредным. Вследствие этого М.О. Ауэзов подвергся преследованиям и был вынужден покинуть республику. Ученые К. Жумалиев, Е. Ысмаилов, К. Мухамедханов и другие были осуждены на длительные сроки. После этого отдел абаеведения был закрыт, и исследования продолжились лишь в рамках Литературно-мемориального музея Абая в Семее.

Тем не менее, даже такие необоснованные обвинения не смогли нивелировать творческий гений Абая. В 1954 году широко отмечалось 50-летие со дня его смерти, что способствовало публикации множества статей о его жизни и творчестве. Под руководством М.О. Ауэзова были подготовлены и изданы двухтомные сборники произведений Абая с текстологическими уточнениями и научными комментариями.

Позже отдел функционировал в составе отдела истории казахской литературы под руководством корреспондента Академии наук Казахской ССР, доктора филологических наук, профессора Ы.Т. Дуйсенбаева (1961–1976), профессора А.Ж. Дербисалина (1976–1986), а также профессора М.Мырзахметова.

Отдел провел масштабные научно-исследовательские работы, посвященные различным аспектам творчества Абая. Среди значительных трудов можно выделить совместные работы М. Ауэзова и Б. Кенжебаева, такие как «Абай – великий казахский поэт (1845–1945)», книгу М.С. Сильченко «Абай», а также исследования Б. Кенжебаева, Е. Ысмаилова, К. Жумалиева и других ученых.

В 1987–1998 годах под руководством Ш.К. Сатпаевой были выполнены значительные работы, посвященные актуальным вопросам абаеведения. В период независимости Казахстана абаеведение получило возможность свободного развития, выйдя из-под влияния идеологии советского периода.

С осени 2001 года, после прихода на пост руководителя института академика С. Каскабасова, отдел был переименован в «Абаеведение и литература новой эпохи». В 2001–2002 годах его возглавлял академик З. Ахметов, в 2003–2006 – профессор А. Егеубаев, который сыграл значительную роль в обновлении исследований, посвященных эпохе Абая.

Сегодня отдел возглавляет доктор филологических наук, профессор К.К. Мадибай. В составе отдела работают молодые ученые, активно занимающиеся текстологией произведений Абая, а также подготовкой и выпуском академических изданий. Среди последних достижений – трехтомное собрание сочинений Абая, изданное к его 175-летию.

Отдел продолжает свою деятельность, реализуя научно-исследовательские проекты, такие как «Учение Абая – духовно-культурный код нации» и «Текстология стихотворений и поэм Абая: сравнительный анализ рукописных и печатных изданий конца XIX – начала XX века».

Отдел «Изобразительное искусство»

Научные интересы отдела сосредоточены на комплексном изучении отечественного искусства и архитектуры в контексте современных научных стратегий и общих направлений мирового художественного процесса.
В настоящее время в отделе изобразительного искусства под руководством кандидата искусствоведения Д.С. Шариповой работают молодые специалисты, такие как А.Б. Кенджакулова, Ж.А. Аксақалова, М.М.Келсинбек.

Благодаря усилиям известного деятеля казахской культуры, академика А.К. Жубанова, в Казахстане был открыт сектор искусствоведения Академии наук Казахской ССР. С 1950 года сектор возглавлял доктор искусствоведения, член-корреспондент АН Казахской ССР Б.Г. Ерзакович.
В 1961 году сектор вошел в состав Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова как отдел театроведения и изобразительного искусства.
С 1971 по 1990 годы должность заведующего отделом изобразительного искусства занимала кандидат искусствоведения Г.А. Сарыкулова. В период с 1992 по 1995 годы отдел возглавлял заслуженный деятель культуры Казахстана, академик КазГАСА Ш.Е. Уалиханов. С 1995 по 2017 годы отделом руководила профессор, доктор искусствоведения Р.А. Ергалиева.

За последние десятилетия отдел провел работу по следующим научным проектам:

  • «Мастера изобразительного искусства Казахстана» (3, 4 тома, 2004–2008);
  • «Изобразительное искусство Казахстана. Период независимости» (2009);
  • «Идея независимости и художественная культура» (3, 6, 9 книги, 2010–2011);
  • «Идея независимости в изобразительном искусстве Казахстана» (2011);
  • «100 шедевров казахстанского искусства» (2010, переиздание в 2013);
  • «Культурный полилог: изобразительное искусство диаспор Казахстана» (2014);
  • «Искусство казахов за рубежом» (2014);
  • «Синтез искусств в художественной культуре Казахстана на рубеже XX–XXI веков» (2017);
  • «Казахские орнаменты: интерпретация и специфика в искусстве Казахстана сквозь века»;
  • «Облик изобразительного искусства Казахстана в контексте мирового художественного процесса» (2017);
  • «Культурная память как духовный ресурс национальной идеи «Мәңгілік Ел» в современном изобразительном искусстве и архитектуре Казахстана» (2022);
  • «Изобразительное искусство Казахстана в контексте духовного обновления» (2022).

Научные сотрудники отдела в настоящее время ведут исследования в рамках крупных проектов:

  • «Изобразительное искусство и архитектура Казахстана периода независимости: стиль эпохи и преемственность традиций»;
  • «Феномен интермедиализма в современной культуре Казахстана: теоретические основы и художественная практика»;
  • «Транзит культурных ценностей во времени и пространстве».

Все проекты направлены на изучение и определение роли отечественного искусства в процессе возрождения национального самосознания и исторической памяти, на развитие отечественного искусства в период независимости, а также на комплексное исследование интермедиальных жанров в современном искусстве Казахстана.

Научно-инновационный отдел «Рукописи и текстология»

1 августа 1990 года правительством Казахстана было принято специальное постановление «О создании научного центра «Рукописи и текстология» при Институте литературы и искусства им. М.О. Ауэзова». Этот научный центр стал первой специализированной научной структурой в истории Казахстана, занимающейся изучением древних рукописей и литографических книг.
Основной фонд отдела рукописей насчитывает более 500 000 наименований, собранных в около 1500 папок, включающих древние рукописи на казахском и восточных языках (арабский, персидский, татарский и др.), а также литографические книги XIX и начала XX веков, посвященные казахской культуре и истории. В фонде также хранится около 700 аудиокассет, микрофильмов и микрофиш.
Учёные отдела опубликовали более 200 научных изданий, включая около 50 исследований и монографий. В рамках государственной программы «Культурное наследие» сотрудники отдела подготовили уникальную в мировом масштабе 100-томную серию «Слово предков».

Отдел рукописей Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова был создан в 1962 году. В разные годы отдел возглавляли выдающиеся учёные, литературоведы и фольклористы, среди которых Герой Советского Союза, академик Академии педагогических наук СССР, доктор филологических наук, профессор М. Габдуллин; доктора филологических наук, профессора М. Базарбаев, А. Нарымбетов, О. Нурмагамбетова, Ш. Ыбыраев, А. Сейдимбек, Ж. Тилепов, Б. Азибаева; академик НАН РК, доктор филологических наук, профессор С. Каскабасов; кандидаты филологических наук С. Сеитов, У. Субханбердина, С. Косанов, Т. Альбеков, Т. Кыдыр. В настоящее время отдел возглавляет кандидат филологических наук Ж. Ракиш.
С момента основания отдел внёс значительный вклад в историю отечественной науки. Сотрудники отдела опубликовали научные монографии, исследования, многотомные издания и сборники, включая:

  • многотомник «История казахской литературы» (1959–1962),
  • трёхтомное научное издание «Героические эпосы» (1961–1964),
  • трёхтомник «Айтыс» (1965),
  • трёхтомник «Сказки» (1959–1963),
  • 13-томное издание «Научное описание казахских рукописей» (1975–2022),
  • четырёхтомник «Казахская литература, критика и искусство» (1996),
  • библиографические указатели по казахскому фольклору и фольклористике (2005, 2009),
  • 17-томное издание «Казахская народная литература» (1986–1996),
  • семь томов многотомника «Слово предков» (2002),
  • издания произведений Суинбая Аронулы (2015), «Хикметы Ходжи Ахмета» (2020) и др.

Отдел опубликовал 10-томную антологию «Фольклор степи» (2019–2020), издание «Казахский эпос» (2010), справочник к 100-томнику «Слово предков» (2022).
Сотрудники отдела участвуют в подготовке академических полных собраний произведений выдающихся деятелей казахской литературы и искусства: Абай (2020), Жамбыл (2021), Ахмет (2022). Также готовятся академические издания произведений Магжана и Шакарима.

В отделе работают 5 кандидатов наук, 2 доктора PhD, 3 докторанта PhD и 3 магистра наук.
С 2001 года отдел реализует проекты, включая:

  • «Казахские рукописи – неисчерпаемое сокровище духовной культуры современного Казахстана» (2001–2003),
  • «Рукописное наследие и духовность» (2003–2005),
  • «Текущие задачи текстологии» (2006–2008),
  • «Рукописные версии казахских эпосов о независимости: сохранение, систематизация, публикация» (2009–2011),
  • и другие проекты, включая работы по изучению постфольклора и актуальных вопросов литературоведения (2022–2024).
Научно-культурный центр «Дом Ауэзова»

Мемориальный музей-дом М.О. Ауэзова сегодня является одним из выдающихся историко-культурных памятников нашей страны. В 1997 году был построен новый выставочный зал, посвящённый жизни и творчеству М. Ауэзова. В этом же году, к 100-летию со дня рождения писателя, состоялась торжественная церемония открытия обновленного музея и нового выставочного зала. На мероприятии присутствовал Президент страны, который оставил теплые пожелания в книге для почетных гостей. Автором основного архитектурного проекта нового здания стал Ш. Матайбеков, а оформление экспозиции, связанной с жизнью и творчеством М. Ауэзова, выполнил художник Б. Кошербаев. Здание было спроектировано таким образом, чтобы быть частично погруженным в землю, а на его крыше установили купол, напоминающий Каабу в Мекке. Идея архитектора заключалась в том, чтобы музей стал не только местом памяти о казахской литературе, но и символом духовного наследия казахского народа.

В этом двухэтажном доме Мухтар Ауэзов провел последние десять лет жизни (1951-1961). В письме своему московскому другу и литературоведу З.С. Кедриной от 18 августа 1951 г. М. Ауэзов сообщает, что переехали всей семьей в конце июня 1951 г., а строительство дома началось в мае 1950 г. Здесь казахский писатель завершил многолетнюю работу над четырехтомной эпопеей «Путь Абая», которую читают многие народы далеко за пределами его родной республики.

В год кончины писателя вышло постановление Совета Министров КазССР от 10 августа 1961 г. об увековечении его памяти. И 28 ноября 1963 г. литературно-мемориальный дом-музей Мухтара Ауэзова открыл свои двери для первых посетителей.

Богатый фонд, переданный женой писателя В.Н. Ауэзовой, составлял интересную экспозицию в залах музея, расположенных вначале на первом этаже. Единственной мемориальной комнатой был его рабочий кабинет. Автором той первой экспозиции был Н. Александров.

В 1973 г. была создана новая экспозиция, включившая второй этаж дома. Автором большой развернутой экспозиции, широко охватывающей жизнь и творчество Мухтара Ауэзова, был Я. Нимец, чья интересная работа привлекала пристальное внимание посетителей музея в течение 20 лет.

В 1993 году музей был закрыт на полную реконструкцию с реставрацией. Работа сложная и кропотливая продолжалась 4 года.

В доме, где жили Ауэзовы (автор проекта – архитектор Г. Герасимов) размещаются семь комнат, четыре на первом этаже и три – на втором.

В гостиной любили собираться все члены семьи во главе с хозяином большого дома – Мухтаром Ауэзовым. Здесь всегда было тепло и уютно. Вечерами собирались смотреть интересные передачи по телевидению. Этой комнате особое очарование придают такие редкие экспонаты, как столик с декоративной лампой, картины: «Кок-Тобе» У. Тансыкбаева, «Пионы» А. Черкасского, «Розы» Б. Урманче и предметы прикладного творчества из Индии, Японии.

Многолетняя дружба связывала народного художника СССР Урала Тансыкбаева с М. Ауэзовым, высоко чтившим творчество талантливого художника.

Натюрморт «Пионы» написан народным художником Казахстана А.М. Черкасским, который за всю свою многолетнюю деятельность, как мастер высокой художественной культуры, сыграл большую роль в становлении и развитии профессиональной живописи в нашей Республике.

  Натюрморты А. Черкасского всегда выражают поэтическое чувство природы и носят на себе отпечаток его настроений. Его «Пионы», подаренные юбиляру в 1957 г., полны острым ощущением жизни.

Большим другом семьи Ауэзовых был и другой народный художник из Татарстана Баки Урманче, который работал в годы Великой Отечественной войны в Казахстане. К числу ценных экспонатов можно отнести бронзовые «Гуси», украшающие пепельницу, «Сигаретницу», подаренные вьетнамскими писателями в 1958 г., сувениры «Тадж-Махал» с изображением мавзолея и усыпальницы из слоновой кости.

  Столовая самая большая комната в доме. Столовый гарнитур ручной работы приобрел сам Мухтар Омарханович по спецзаказу. За этим большим дастарханом сидели его друзья по перу, ученые и общественные деятели многих стран. Здесь также много интересных экспонатов.

Это натюрморт, известный под названием «Яблоки на скатерти», выполненный в необычной композиции, большими и широкими мазками, принадлежит кисти одаренного художника А. Риттиха окончившего академию художеств в Мюнхене в 1916 г.

Через несколько лет, в 1948 г., во время очередной встречи с У. Тансыкбаевым  был написан этот замечательный натюрморт «Сирень», полный душистого аромата, серебристо-перламутрового цвета и рельефного объема окружающей обстановки мебели и предметов.

Комнате придают оттенки гармонии хрустальные, бронзовые вазы, преподнесенные в дар разными деятелями литературы и искусства, друзьями-иностранцами или же приобретенные членами семьи столовые сервизы, китайские пиалы, чешские фужеры, сувениры из серебра.

Рабочий кабинет – любимая комната Мухтара Омархановича. Он работал за этим большим столом последние десять лет. Последние две книги знаменитой эпопеи «Путь Абая» М. Ауэзов написал за этим столом. В 1959 г. ему присуждается Ленинская премия. Четырехтомная эпопея писателя выдержала более 160 изданий (не считая отдельных публикаций в журналах) на более 50 языках народов мира. 

На столе много страниц с пометками писателя на полях, черновые записи об эпосах северных народов Союза, последний отзыв на дипломную работу студента, на подставке вьетнамский письменный прибор из дерева, подарок В.Н. Ауэзовой.

Вот уже полвека стоит скульптура малой формы «Беркут», которую символически называют «Беркутом Мухтара» – это молчаливый свидетель творчества писателя. Здесь же находится другая скульптура малой формы. У нее нет названия. Но, иногда бросая взгляд на нее, Мухтар Омарханович вспоминал тяжелые дни, проведенные в изгнании, вдали от дома. Это бронзовое изваяние гордой и сильной птицы, которую обвил гремучий змей, появилось на столе после возвращения писателя из Москвы.

В личной библиотеке М. Ауэзова насчитывается более 6 тысяч книг и журналов. Из экспонатов в комнате сестры Умия (1899-1985) большой интерес представляет сундук с дарственной надписью на крышке по случаю 60-летия со дня рождения М.О. Ауэзова.

Автором «Портрета Мухтара Ауэзова» на лестничном пролете 2-го этажа является известный нам художник из Татарстана Б. Урманче. Этот портрет был передан по указу министра культуры Н. Галимжановой в 1962 г. в дар нашему музею.

Супруга Мухтара Омархановича – Валентина Николаевна, девичья фамилия – Кузьмина родилась в 1904 году в Петербурге в семье инженера, специалиста в области лесного хозяйства. В 1923 г. поступила в Ленинградский государственный университет на факультет общественных наук, где и состоялось знакомство с Мухтаром Ауэзовым, которое на все оставшиеся годы соединило их судьбы.

В этой маленькой комнате жила любимая дочь Мухтара Ауэзова – Лейля, которую он ласково называл Лелюсенька. 

Лейля Мухтаровна Ауэзова родилась 30 июля 1929 года в г. Ташкенте.

Следуя совету своего гениального отца, она в 1952 г. окончила  восточное отделение исторического факультета Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1955 г. – аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Л.М. Ауэзова в 1958 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Развитие земледелия в Казахстане во второй половине ХІХ в.».      Лейля Мухтаровна Ауэзова с 1956 г. работала в системе Академии наук Казахстана: в Институте истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова и с 1962 г. до конца своей жизни в Институте литературы и искусства им. М.О. Ауэзова заведующей литературно-мемориальным Домом-музеем М.О. Ауэзова. Как всегда находящаяся в глубоком поиске, Л.М. Ауэзова в 1975 году стала доктором исторических наук в результате успешной защиты диссертации на тему «Проблемы истории Казахстана в творчестве М.О. Ауэзова».

Л.М. Ауэзова провела большую организационно-методическую работу по созданию первого в составе Академии наук республики Литературно-мемориального музея, который стал важным научно-методологическим центром не только исследования жизни и творчества писателя, собирания, изучения, научной публикации его произведений, но и пропаганды достижений казахской литературы.

Л.М. Ауэзова внесла значительный вклад в развитие одной из важнейших отраслей казахского литературоведения – Ауэзоведения. В 1980 г. за книгу «Проблемы истории Казахстана в творчестве М.О. Ауэзова» и цикл работ о научно-художественном наследии писателя ей была присуждена премия им. Ч.Ч. Валиханова.

  Она активным образом участвовала в подготовке к печати первого собрания сочинений М.О. Ауэзова в 5-ти томах на русском языке в издательстве «Художественная литература» в Москве, 12-томного, а затем 20-томного собрания сочинений классика казахской литературы, в публикации целого ряда неизвестных ранее его произведений, сборников воспоминаний современников, коллективных монографий  о писателе. Под непосредственным руководством высококвалифицированного ученого вышли в свет такие фундаментальные труды, как библиографические указатели по творчеству мастера слова, научное описание его рукописного наследия, летопись жизни и творчества М.О. Ауэзова. Кропотливые подготовительные работы по созданию энциклопедии «М.О. Ауэзов» и изданию 50-томного академического собрания сочинений всемирно известного художника также начались вследствие долголетних, настойчивых инициатив незабвенной Лейли Мухтаровны. Лейля Мухтаровна Ауэзова, которую отличала гуманность, изысканная воспитанность и высокая культура общения, была не только известным ученым, умелым организатором, общественным деятелем, но и настоящим Человеком с большой буквы.

  Эрнар Мухтарович Ауэзов, который занимал одну из комнат на втором этаже дома, родился в 1943 г. Кандидат зоологических наук, ученый-орнитолог. С 1966 по 1988 год работал в институте зоологии АН РК. Внес большой вклад в развитие зоологической науки Казахстана. Широкую известность получил Э.М. Ауэзов после открытия в 1969г. нового вида реликтовой чайки. Результатом изучения биологии этой уникальной птицы явилась организация заказника «Реликтовая чайка» на озере Алаколь.

В этой комнате воссоздана филенка с изображением детей, играющих в мяч.

  В глубине сада стоит здание, которого не было при жизни писателя. В нем зал с разделом «Жизнь и творчество Мухтара Ауэзова», экспозиция которого временами обновляется и обогащается новыми экспонатами. К музею пристроен – просмотровый зал. Здесь демонстрируются художественные фильмы по сценариям М.Ауэзова и документальные фильмы о нем.

Выставочные залы, посвященные жизни и творчеству М. Ауэзова были созданы и  пополнены новыми экспонатами в 2022 году в честь 125-летнего юбилея писателя на основе проекта компании «Казахский научно-исследовательский и проектный институт материальной культуры» (автор  Р.А. Кутдусов) и научно-исследовательской концепции научно-культурного центра «Дом Ауэзова» Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова. Экспозиция музея состоит из 6 частей и галереи. Были оборудованы «Родные пенаты», «Истоки знаний», «Годы взросления», «На пути науки», «Арест», «Педагогическая деятельность», «Театр и кино», «Роман «Абай», «Юбилей М. Ауэзова на родной земле и за рубежом», «Генеалогия наследников Мухтара Ауэзова» выставочные залы, дающие всестороннюю информацию о месте рождения, юности, учебе, творческом пути, научной и общественной работе, зарубежных поездках М. О. Ауэзова.

По решению архитектора Матайбекова Ш., спроектировавшего основной обьект построенного 25 лет назад здания, оно построено так, чтобы его было видно из-под земли только наполовину. На крыше сооружения был установлен купол напоминающий священный камень Каабу в Мекке. Основная идея – создать атмосферу причастности каждого посетителя не только к литературному наследию, но и вообще к сакральным и духовным ценностям казахского народа.

Самый ценный экспонат в центральном зале – стол Мухтара Ауэзова. Здесь были созданы трагедия «Енлик-Кебек», первая казахская музыкальная комедия «Айман-Шолпан», либретто первого казахского балета «Калкаман-Мамыр», множество пьес, рассказов, повестей, великолепных переводов писателя. Художник смог заставить заговорить персонажей Шекспира и Гоголя, Тургенева и Толстого на своем языке. А также, за этим столом он закончил первые две книги романа «Абай», за которые в 1949 году был удостоен Государственной премии СССР (Сталинской 1-ой степени). На столе поставлена лампа и произведение скульптора Артемия Обера «Казах верхом на лошади».

  В зале экспозиции даны сведения о научно-культурном центре «Дом Ауэзова».

Выставка заканчивается словами Мухтара Омархановича – «В наше время человек, который не знает и не ценит свой язык и литературу, не может считаться полноправным интеллигентом. Потому что какой специальностью он не владел, в плане духовности будет оставаться односторонним гражданином».

В разделе галереи выставочного зала представлена картина известного казахского живописца Канафии Темирболатовича Тельжанова «Песни Абая», посвященного детству М. Ауэзова (1963). Он запечатлел сидящих на зеленой траве деда и внука. Ребенок – будущий писатель М. Ауэзов.  Он читает стихи великого поэта Абая, а дед Ауэз застывает от величия стихотворного слова.  Кроме этого в картине отображена гармония поколений, преемственность культуры.

Кроме этого, в новом выставочном зале поставлена скульптура-портрет М. Ауэзова из белого мрамора под названием «Юность Мухтара» известного скульптура Петра Дмитриевича Усачева (1930-1976). Там отображен юный мечтатель с черными кудрявыми волосами, с огненным взором, изящными пальцами.

А также в зале экспозиции расположен кинозал для компактных групп. Там показываются художественные фильмы по произведениям и сценариям М. Ауэзова, документальные фильмы разных лет, снятые о жизни и деятельности классика казахской литературы.

На сегодняшний день Научно-культурный центр «Дом Ауэзова» проводит большую научно-исследовательскую работу как отдел ауэзоведения Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова МНИО РК.

Основой научно-исследовательского направления отдела ауэзоведения является исследовать, пропагандировать творческое наследие М.О. Ауэзова в тесной связи с  мировой литературой.  

В центре организовываются научные конференции и культурные мероприятия на различные темы.

В Научно-культурном центре с момента независимости Казахстана изданы более тридцати монографий и нвучно-исследовательских работ.

В 1997 году в преддверии 100-летнего юбилея М.О. Ауэзова был начат проект пятидесяти томного полного  академического собрания произведений писателя, в 2011 году все 50 томов были изданы. Это – первый академический сборник среди народов Центральной Азии, выполненный в столь общирном объеме. Потому что такое издание кроме русской литературы нигде не печаталось. Это один из фундаментальных проектов, который не встречается ни в одной из бывших союзных республик.

 Произведения из под пера великого мыслителя и художника ХХ века М.Ауэзова – бесценные сокровища, ставшие духовной ценностью не только казахского народа, но и всего мирового сообщества. М. Ауэзов поднял национальное сознание, систему исторического мышления своей страны на новый качественный уровень.

Отдел «Музыковедения»

История отдела «Музыковедение» начинается с 1946-го года, когда был открыт сектор «Искусствоведение» при Президиуме Академии наук КазССР. Отдел осуществляет научную разработку вопросов истории и теории традиционной музыки и профессионального композиторского творчества. Вместе с тем в разные годы были организованы экспедиционные поездки по регионам Казахстана, по результатам которых был собран, записан, нотирован большой объем произведений фольклорной и традиционной устно-профессиональной как вокальной, так и инструментальной музыки, что позволило обеспечить сохранность и передачу культурного наследия последующим поколениям.

Основатель сектора «Искусствоведение» А.К.Жубанов заведовал отделом до 1950 года. Он руководил отделом искусствоведения Института языкознания и литературы при Академии наук КазССР, позже – 1961-1968 – отделом музыковедения Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова. После академика А.К.Жубанова отделом «Музыковедения» руководили член-корр. НАН РК, д.иск. Б.Г.Ерзакович (1968-1986), член-корр. НАН РК, д.иск., профессор С.А.Кузембай (1987-1993 и 2000-2011), д.иск., профессор Б.И.Каракулов (1994-1998), к.иск. З.К.Коспаков (1999-2000), к.иск., доцент Г.Ж.Мусагулова (2012-2017). На сегодняшний день (с 2017 г.) отделом руководит к.иск., ассоциированный профессор А.Ж.Казтуганова.

В отделе «Музыковедение» всегда были задействованы высококвалифицированные специалисты-музыковеды. В числе первых можно назвать имена А.К.Жубанова, Б.Г.Ерзаковича, М.М.Ахметовой, Б.Г.Гизатова, Ж.Ж.Рсалдина, З.К.Коспакова, Т.Мергалиева, Г.Н.Бисеновой, А.З.Темирбековой, Н.С.Кетегеновой, З.Б.Жанузаковой, Т.Бекхожиной, С.А.Кузембай, Б.И.Каракулов и другие. Путь исследователей старшего поколения продолжили такие кандидаты наук, как К.Ж.Жузбасов, С.А.Аязбеков, А.А.Нурбаев, Г.Ж.Жоламанова, Ж.С.Ордалиева, А.К.Омарова, Р.Т.Несипбай, Г.З.Бегембетова. Сотрудниками в последующие годы были А.Ж.Казтуганова, А.З.Бултбаева, Р.С.Нуртаза (Р.С.Малдыбаева), Г.Ж.Мусагулова, Л.А.Жумабекова, Б.Ж.Турмагамбетова, З.М.Касимова и др.

Собранные полевые материалы нашли отражение в музыкально-этнографических сборниках. Были изданы – Б.Ерзаковичем «Народные песни Казахстана» (1955), «Народные песни Советского Казахстана» (1959), З.Жанузаковой «Инструментальная музыка казахского народа. Кюи для домбры, кобыза и сыбызгы» (1964), Т.Бекхожиной «200 песен казахов» (1967), Т.Мергалиевым «Домбыра сазы» (1972), «Жаңа дәуір жыршысы» (1980), А.Темирбековой «Казахские народные песни» (1975), Б.Ерзаковичем, Б.Каракуловым, З.Коспаковым «Казахский музыкальный фольклор» (1982) и др. По данным командировок сотрудников института 1980-х видно, что часть их была ориентирована на творчество отдельных персоналий. Назовем для примера изданные позднее сборники, посвященные конкретным именам: Кенену Азербаеву – «Кенен Әзiрбаевтың әндерi» (1955), Биржан салу – «Біржан сал Қожағұлұлы. Әндері» (1959), «Ләйлім шырақ» (1983), Акану серэ – «Ақан Сері Қорамсаұлы. Әндері» (1959), «Маңмангер» (1988), Жаяу Мусе – «Жаяу Мұса Байжанұлы. Ән, күйлері» (1959), «Әнші тағдыры» (1971), «Ақ сиса» (1985), Абаю Кунанбаеву – «Музыкальное творчество Абая» (1954), «Айттым сәлем, Қаламқас» (1986), Шакариму Кудайбердиеву – «Аманат» (1989), Асету Найманбаеву – «Інжу Маржан» (1992), Укили Ибраю – «Сандыбайұлы Ыбырай. Әндер» (1969), «Гәкку» (1995) и др.

По результам исследовательской работы многих лет на свет появились труды: Б.Ерзакович «Песенная культура казахского народа» (1966), М.Ахметова «Песня и современность» (1968), «Советтік қазақ музыкасы» (1975, в соавторстве с А.Жубановым и Б.Ерзаковичем), Б.Гизатов «Академик Ахмет Жубанов» (1972), А.Темірбекова «Ладо-ритмическая основа казахской советской народной музыки» (1975), С.Күзембаева «Формирование гармонии в казахской музыке» (1977), «Воспеть прекрасное» (1982), «Национальные художественные традиции и их конвергентность в жанре казахской оперы» (2006), З.Қоспақов «Судьба певца» (1971), «Сыр тартсақ тарихынан әншіліктің» (1996), «Қазақтың әншілік өнері» (1998), А.Омарова «“Жамбыл и Айкумыс” Л.А.Хамиди» (1995), Р.Несіпбай «Кюй-токпе в системе традиционного мироотношения казахов (проблемы темы, формы и композиции)» (2000), Ж.Ордалиева «Созвучие: Габит Мусрепов и музыка» (2006), Г.Мұсағұлова «Национальное своеобразие речитаций в казахской опере» (2008), А.Бұлтбаева «Эпос және музыка» (2008), А.Қазтуғанованың «Қазақтың арнау күйлері (жанр және стиль мәселелері) (2008) и др.

За последние 20 лет в отделе реализованы научные проекты:

  • «Қазақстанның өткен дәуірдегі және қазіргі заман музыка өнері» (2003-2005): коллективный 3-х томник «История казахского искусства» (2006, 2007);
  • по Государственной программе «Культурное наследие» (2004-2009): антологии «Қазақ музыкасы. Антология. – 5 т. – Т.1. Көне музыкалық фольклор» (2005), «Қазақ музыкасы. Антология. – 5 т. – Т. Орта ғасырдағы қазақ музыкасы» (2005), «Қазақ музыкасы. Антология. – 5 т. – Т.3 Алғашқы авторлық музыка» (2006), «Қазақ музыкасы. Антология. – 5 т. – Т.4. Кәсіби халық композиторларының шығармашылығы» (2006), «Қазақ музыкасы. Антология. – 5 т. – Т.5. Кәсіби халық композиторларының шығармашылығы» (2006);
  • «Қазақстанның қазіргі музыка өнері: ағымдар мен бағыттар (1991-2005 жж.)» (2006-2008): коллективная монография «Қазақстанның тәуелсіздік жылдарындағы музыка өнері» (2008), «А.В.Затаевич. 500 казахских песен и кюйев» (дополнение, реставрация академического издания) (2007).
  • «Тәуелсіздік идеясының қазақ музыкасында бейнеленуі» (2009-2011): коллективная монография «Дәстүрлі музыка және композиторлық шығармашылықтағы тәуелсіздік идеясының бейнеленуі» (2011); сборники «Казахские оперы» (2 книги – на каз. и рус.яз., 2010);
  • «Қазақстандағы халықтардың әдебиеті, фольклоры және өнері» (2012-2014): коллективная монография «Музыкальное искусство народа Казахстана» (2014);
  • «Классикалық зерттеулер» – подготовка серии по гос.программе «Ғылыми қазына» (2012-2014): Т.2 «А.Жұбанов. Қазақ композиторларының өмірі мен творчествосы» (2012), Т.14 «Ранние предпосылки казахского музыкознания» (2013), Т.32 «Ұлт зиялылары қазақ музыкасы туралы» (2014);
  • «Шетел қазақтарының әдебиеті, фольклоры және өнері» (2012-2014): коллективная монография «Музыкальное искусство казахов зарубежья» (2014);
  • Серия «Ұлы дала тұлғалары» по гос.программе «Ғылыми қазына» (2012-2014): коллективная монография «Құрманғазы» (2014);
  • «Қазақ музыкасындағы «Мәңгілік ел» идеясы» (2015-2017): коллективная монография «Идея “Мәңгілік ел” в казахской музыке» (2017), С.Ә.Күзембай «Қазақ музыкасындағы “Мәңгілік ел” идеясы» (2017);
  • «Историческая значимость Ассамблеи народа Казахстана в межэтнической культурной интеграции» (2015-2017): коллективная монография «Историческая значимость Ассамблеи народа Казахстана в межэтнической культурной интеграции» (2017);
  • «Интеграционные процессы в музыкальной культуре тюркоязычных народов» (2015-2017): коллективная монография «Интеграционные процессы в музыкальной культуре тюркоязычных народов» (2017); авторская монография З.М.Касимовой «Интеграционные процессы в музыкальной культуре тюркоязычных народов (на материале свадебных песен)» (2017);

«Модернизация казахской традиционной музыкальной культуры в эпоху глобализации» (2018-2020): коллективная монография «Жаһандық дәуірдегі қазақ дәстүрлі музыка мәдениетінің жаңғыруы» (2020); авторская монография А.Казтугановой «Жаһандық дәуірдегі күй өнерінің даму үдерісі» (2020);
– «Тысяча лет степного фольклора и музыки» по государственному заданию (2019-2020): «Ұлы даланың көне сарындары: Антология. Үш томдық. – Т. 1: Музыкалық фольклор. Дәстүрлі ән өнері» (2019), «Ұлы даланың көне сарындары: Антология. Үш томдық. – Т. 2: Аспаптық көне сарындар. Дәстүрлі күй өнері» (2020), «Көне күйлерді жүйелеу және іріктеу жұмыстарының өзекті мәселелері» (2020);
– «Формирование нового гуманитарного знания и проведение инновационных исследований в условиях модернизации общественного сознания в области литературоведения и искусствознания: мировой опыт и отечественная практика» (2021-2022): коллективная монография «Музыкатану саласындағы инновациялық ізденістер» (2022).
Изданы сборники материалов конференций, организованных отделом «Музыковедение», такие, как:
1. «Қазақстан мен Орталық Азияның дәстүрлі және қазіргі өнері» (2004);
2. «Ахмет Жұбанов және Қазақстанның өнертану ғылымы» (А.Қ.Жұбанов – 100) (2006);
3. «Б.Г.Ерзакович – музыка зерттеуші» (Б.Г.Ерзакович – 100) (2008);
4. «Ұлттық музыкатану ғылымының өзекті мәселелері» (С.Күзембай – 75) (2012);
5. «Ғасырлар кеңістігіндегі көне сарындар» (А.В.Затаевич – 150) (2019);
6. «Ұлт мәдениетіндегі рухани құндылықтар: ғылым мен өнер әлеміндегі Жұбановтар әулеті» (А.Қ.Жұбанов – 115) (2022);
7. «Әсемдікті әспеттеу – мәңгілік рухани құндылық» (С.Күзембай – 85) (2022);
8. «Культурное наследие народов мира: этномузыка, этнофор, этнограф»: Материалы Международного научно-практического симпозиума, приуроченного к 100-летию сборника первого Народного артиста Казахстана Александра Викторовича Затаевича «1000 песен казахского народа» (2025).
В настоящее время отдел «Музыковедение» завершает работу по фундаментальному проекту «Актуальные проблемы современного литературоведения и искусствоведения» (2023-2025) и по грантовому проекту «Академическое музыковедение в процессе формирования нового гуманитарного знания» (2023-2025).

Отдел «Литература и художественная публицистика в эпоху независимости»

Отдел «Литература и художественная публицистика в эпоху независимости» занимается исследованием фундаментальных проблем современной казахской литературы. История отдела берет свое начало с 1934 года, когда был создан Казахский филиал Академии наук СССР. Первоначально это был сектор литературы, затем он назывался отделом советской казахской литературы и занимался изучением истории литературы. Позднее получил название «Отдел современной казахской литературы».
В разные годы отдел возглавляли известные ученые: Е.В. Лизунова, Е. Ысмайылов, М. Каратаев, М. Базарбаев, С. Кирабаев, К. Ергебек, Б. Ыбыраим, Н. Акыш, Б. Майтанов. В отделе долгие годы плодотворно трудились такие выдающиеся исследователи, как Е. Ысмайылов, Е. Лизунова, К. Жумалиев, А. Тажибаев, Т. Нуртазин, Б. Шалабаев, М. Базарбаев, С. Кирабаев, Ы. Дуйсенбаев, Р. Бердыбаев, Ш. Елеукенов, Т. Какышев, М. Дуйсенов, А. Нуркатов, А. Шарипов, Б. Наурызбаев, Т. Абдрахманова (лауреат Государственной премии РК), М. Хасенов, Ж. Ысмагулов, С. Ордалиев, А. Нарымбетов, М. Атымов, Д. Камзабекулы, Р. Турысбеков, Г. Елеукенова, а также кандидаты филологических наук – Р. Рустембекова, А. Райымбеков, Е. Жакипов, К. Жынжасарова, Ж. Молдагалиев, А. Нагметов, С. Баймолдин, Б. Даримбетов, Ш. Сариев, Т. Шапай, К. Кереикулов, С. Аккулулы, Ж. Досбай и научные сотрудники – Б. Жумагалина, З. Ильясов и др.
Сегодня заведующей отделом является Гульжахан Жумабердиевна Орда.

Сотрудники отдела на всех этапах занимались глубоким исследованием проблем литературной истории, издавали фундаментальные научные труды. В 1949, 1955, 1958, 1960 годах под названием «Очерк истории казахской советской литературы» были опубликованы коллективные монографии. В 1961–1967 гг. отдел представил читателям трехтомное издание в 6 книгах «История казахской литературы». Также были изданы «История казахской советской литературы» в двух томах (1967), «Жанровые особенности» (1971), «Тайны стиля» (1974), «Традиции и новаторство» (1980), «Наследование традиций в казахской поэзии» (1981), а также коллективная монография на русском языке «Традиции и новаторство в художественном освоении действительности» (1981).

В конце 1950-х годов были реабилитированы некоторые писатели, репрессированные в 1937 г. В литературную историю Казахстана вернулись имена и произведения С. Сейфуллина, Б. Майлина, И. Жансугурова, С. Шарипова, М. Даулетбаева. Ученые внесли большой вклад в подготовку собраний их сочинений и введение их в научный оборот. Особо значимой была работа конца 1980-х годов по изданию и изучению произведений А. Байтурсынова, Ш. Кудайбердыулы, М. Дулатова, Ж. Аймауытова, М. Жумабаева. С. Кирабаев опубликовал монографию «Жусипбек Аймауытов» (1993), Ш. Елеукенов – «Магжан Жумабаев» (1995). Молодые ученые – Р. Турысбеков, Д. Камзабекулы, С. Аккулулы – были направлены в Москву, Оренбург, Казань для сбора архивных материалов об Алаш-кайраткерах. Сегодня они стали признанными специалистами в этой области.

Сотрудники отдела внесли значительный вклад в написание 10-томной «Истории казахской литературы». Также были изданы коллективные труды: «Казахский роман: прошлое и настоящее» (2009), «Мастера казахского художественного слова», «Фронтовые песни» (2010), «Писатели-фронтовики» (2010), «Литература Казахстана XXI века» (2011) и др.

В последние годы вышли коллективные труды: «Общечеловеческие парадигмы в современной литературе», «Инновационные поиски в казахской драматургии (1991–2016 гг.)», «Национальная литература и интеллектуальный потенциал страны (проза эпохи независимости)», «Современная казахская литература: тенденции развития, имена и события», «Ресурсный потенциал художественной литературы в реализации идеи “Рухани жаңғыру”», «Современная детская литература (1991–2021 гг.)», «Новая казахская литература (творческие достижения талантливой молодежи)», «Модификация в современной поэзии: стиль, ритм, форма», «Комплексное исследование междисциплинарных связей детской литературы» и др.

В настоящее время отдел ведет два проекта: «Развитие документальной прозы в казахской литературе» и «Казахский детектив: история, формы, функции». Сегодня здесь работают доктора наук – Н. Акыш, Г. Орда, PhD-специалисты – Г. Саулембек, Ж. Сарсенбаева, Н. Кудайбергенов, Е. Куатбекулы.

Сегодня отдел возглавляет Гульжахан Жумабердиевна Орда – автор кандидатской диссертации «Литературное наследие Кошке Кеменгерулы» и докторской «Проблемы литературоведения и исследования Мусилима Базарбаева». Ее монография «Алаштың бір ардағы» была удостоена премии им. М.О. Ауэзова. Она является членом Национального научного совета и автором ряда школьных учебников по казахской литературе.

Отдел «Театроведение и киноведение»

Отдел театра и кино является одним из фундаментальных искусствоведческих центров страны, занимающимся научными исследованиями в области истории, теории и критики казахского сценического и экранного искусства. В разные годы отдел курировали А. Жубанов, Б. Ерзакович, А. Тажибаев, Б. Кундакбайулы.

В отделе работали квалифицированные специалисты, такие как: Н. Львов, В. Мессман, Л. Богатенкова, Л. Варшавский, Т. Есенгельдин, З. Кереева, Р. Габитова, Н. Шаукенбаева, Ш. Кусаинов, О. Олидор, С. Ордалиев, Е. Жакупов, К. Куандыков, Р. Нургалиев, Ф. Оразаев, Л. Сарынова, Р. Оспанова, С. Мусина, К. Сиранов, К. Смаилов, Б. Нугербек, Г. Абекеева, Б. Нурпеис, Г. Жумасеитова, А. Еркебай, З. Исламбаева, которые внесли значительный вклад в развитие театрального искусства и киноведения.

Сегодня заведующим отделом является кандидат искусствоведения, театровед – Аманкелди Мукан.

В 1946 году начал работу в составе сектора «Искусствоведение» при Президиуме Академии наук КазССР. Заведовал сектором «Искусствоведение» академик Ахмет Куанович Жубанов, крупный деятель казахского искусства и культуры.

В 1951–61 гг. в Институте языка и литературы изучали историю и теоретические проблемы театра республики русско-советские ученые: Н. Львов, В. Мессман, Л. Богатенкова, Л. Варшавский. В это время в отделе искусствоведения начали осваивать тонкости театроведения национальные кадры: Т. Есенгельдин, Б. Кундакбайулы, З. Кереева, Р. Габитова, Н. Шаукенбаева.

В 1961 году решением Президиума НАН Казахской ССР был преобразован в Институт литературы и искусства им. М. О. Ауэзова и переименован в отдел «Театр и изобразительное искусство». К отделу присоединились Ш. Кусаинов, О. Олидор, Н. Шаукенбаева, С. Ордалиев, Е. Жакупов, К. Куандыков, А. Тажибаев, Р. Нургалиев.

В 1971 году решением Президиума НАН Казахской ССР № 132 был создан отдел «Театральное искусство», заведующим отделом стал доктор филологических наук А. Тажибаев. В составе отдела работали специалисты, изучающие театральное и экранное искусство: Ф. Оразаев, Л. Сарынова, Р. Оспанова, С. Мусина, с 1973 года переименованные в отдел «Театр и кино»: К. Сиранов, К. Смаилов, Б. Нугербек, Г. Абекеева, а также специалисты, изучающие искусство национального кино.

Доктор искусствоведения Багыбек Кундакбайулы, проработавший в институте 54 года, в период с 1981 по 2010 годы заведовал отделом, написав значительные научно-исследовательские работы, охватывающие историю казахского театра от истоков до современных достижений, творчество главного театра страны и областных театров. Доктор искусствоведения Л. Богатенкова, проработавшая в отделе более 40 лет, оставила труды, в которых подробно описаны процессы и жизнь казахстанского театрального искусства в дореволюционный, советский и переходный периоды.

После обретения независимости отдел театрального и киноискусства был вновь восстановлен и открыт Диссертационный совет по искусствоведению в стенах Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова. Этот совет под председательством Б. Кундакбайулы дал мощный импульс в подготовке молодых искусствоведов, необходимых для казахского искусства и культуры, с защитой кандидатских диссертаций по специальностям 17.00.01 – театральное искусство, 17.00.02 – музыкальное искусство, 17.00.04 – изобразительное искусство.

С 2010 года по сегодняшний день заведующим отделом является кандидат искусствоведения, ассоциированный профессор А. Мукан.

Научные сотрудники отдела театра и кино отметились десятками исследовательских работ по истории и современному процессу сценического и экранного искусства страны. Среди них: Н. Львов «Казахский академический театр драмы. Краткий очерк» (1954), «Казахский академический театр драмы» (1957), «Казахский театр. Исторический очерк» (1961), А. Тажибаев «Развитие и становление казахской драматургии» (1971), «История казахского театра» Т. I–II (1975, 1978), Л. Сарынова «Балетное искусство Казахстана» (1976), Н. Шаукенбаева «Актерское мастерство. Творческие портреты мастеров казахстанской сцены» (1979), Б. Кундакбаев «История советского драматического театра» // «История советского драматического театра» Т. 1–6 (1966–1971), «История театрального искусства народов СССР» (1987), «Областные казахские театры» (1965), Б. Кундакбаев, К. Нурпеисов «40 лет Казахскому государственному академическому драматическому театру имени Мухтара Ауэзова» (1966), Б. Кундакбаев «Путь театра» (1970), «Режиссер и спектакль» (1971), «Время и театр» (1981), «Мухтар Ауэзов и театр» (1997), «Время и театральное искусство» (2001), «Размышления о театре» (2006), Л. Богатенкова «Современное казахское сценическое искусство» (1979), «Верность времени» (1981), «Театр: поиски и надежды» (1983), «Услышать и понять человека» (1987), «В поисках невымышленного времени» (1996), «Казахский театр в годы Великой Отечественной войны» // «История советского драматического театра» Т. 1–6 (1966–1971), Ф. Оразаев «Театр юности» (1978), «Очерки истории казахского кино» (1980), Б. Нугербек «Кино Казахстана» (1998) и др.

После обретения независимости в изучении отечественного театрального и киноискусства в центре внимания оказались новые рубежи. Отдел театра и кино поддерживал творческие и научные связи с известными специалистами сценического и экранного искусства страны. Этот отдел стал основным научно-исследовательским центром республики по изучению современного казахского сценического искусства. Здесь работали творческие коллективы среднего и молодого поколения казахских театроведов: доктор искусствоведения Б. Нурпеис, кандидаты искусствоведения Г. Жумасеитова, А. Еркебай, З. Исламбаева. Следом за ними трудятся магистры искусствоведения М. Ташимова, докторанты киноведения А. Муратова и Д. Амирбекова.

Научными сотрудниками отдела издано более 30 коллективных монографий, авторских исследований и сборников, посвященных искусству казахского театра и кино. Среди них: «Театры Алматы» (2010), «Багыбек Кундакбаев» (2010), «Легенды казахской сцены» (2010), «Идея независимости в казахской литературе и искусстве» книги 3, 6, 9 (2010, 2011), А. Мукан «Казахский оперный театр в период независимости» (2011), «Багыбек Кундакбаев и актуальные проблемы современного искусствоведения» (2012), по целевой программе «Ғылым қазына» «Казахское театроведение (период становления)» Т. 8 (2012), «Развитие казахской театральной науки» Т. 23 (2013), «Избранные труды по театроведению» (2014), «Искусство казахов зарубежья». Книга 1 (2014), «Искусство казахов зарубежья». Книга 2 (2014), «Астана: от геополитического статуса к культурному разнообразию» (2014), А. Мукан, С. Латиева, Г. Бегимбетова «Куляш». Серия «Личности Великой степи» (2014), «Театральное искусство народа Казахстана» (2014), «Художественная жизнь Казахстана в контексте социально-культурной модернизации XXI века» (2014), «Роль фестиваля как международного звена в современном театральном процессе Казахстана» (2017), «Инновационные поиски в театральном искусстве Казахстана XXI века» (2017), «Мастера казахской сцены: творческие портреты» (2017), «Искусство казахов в аспекте общетюркских культурных традиций» (2017), А. Мукан «Размышления о театре» (2019), «Роль искусства в формировании национального сознания молодежи» (2020), «Сохранение и трансформация культурного наследия в современном искусстве: театр и кино» (2022), «Новое понимание казахского театрального искусства: история, судьба, процессы» (2024), «Казахстанская искусствоведческая наука: новые подходы к изучению постсоветской эпохи» (2024) и др.

В настоящее время при поддержке Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК отделом реализуются проекты фундаментальных исследований «Национальное театральное искусство: история и время» (2023–2025) и «Литературоведение и искусствоведение Казахстана: в рамках концептуальной эволюции мирового гуманитарного образования» (2023–2025), посвященные актуальным проблемам театроведения.

Отдел Фольклористики

Отдел фольклористики впервые начал свою деятельность в 1930–1940-е годы как сектор Казахского национального научно-исследовательского института культуры, занимаясь сбором и систематизацией фольклорных текстов. В 1940-е годы сектор фольклора был преобразован в подразделение, где изучались традиционный и советский фольклор. Особенно следует отметить коллективную монографию «История казахской литературы. Фольклор. Т. 1. Алматы, 1948», изданную под руководством М. Ауэзова.

В 1950–1970-е годы была реализована масштабная публикация фольклорного наследия в многотомных жанровых сериях. В рамках серии «Казахский эпос» вышли академические издания «Камбар батыр», «Ер Таргын», «Алпамыс», «Кобланды батыр», «Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз Жибек» на казахском и русском языках. В 1957–1964 гг. было подготовлено трёхтомное академическое издание «Казахские сказки» на казахском и русском языках, где тексты были классифицированы по жанровым разновидностям. В 1965–1966 гг. отдел подготовил и издал трёхтомник «Айтыс». В серии «История казахской литературы» (1960–1964) два тома первого выпуска были посвящены фольклористике. Русскоязычное издание книги «История казахской литературы» с разделом о фольклоре вышло в 1968 г. Кроме того, были опубликованы труды: «Проблемы казахской филологии» (1964), «Казахская народная поэзия» (1967), «Шешенские слова. Казахские изречения, изящные и мудрые речи» (1967), «Искусство красноречия (на основе слов Сырыма)» (1969) и др.
В 1950–1970-е гг. коллективные монографии отдела фольклористики готовились на уровне общесоюзных научных требований. Так, были изданы «Казахский фольклор в собрании Г. Н. Потанина» (1972), «Казахские сказки о животных» (1979). В 1975 г. в Москве в серии «Эпос народов СССР» был опубликован «Кобланды батыр». Целенаправленно велись историко-типологические исследования, результатом которых стали фундаментальные труды: «Проблемы казахских исторических песен» (1979), «Типология казахского фольклора» (1981) и др. В 1986–1990 гг. в серии «Казахская народная литература» вышло 18 томов фольклорных текстов. В тот же период были опубликованы коллективные исследования «История казахской фольклористики. Дореволюционный период» (1988), «Правда фольклора» (1990).

После обретения независимости исследование казахского фольклора вышло на новый уровень. Появилась возможность объективно рассматривать ранее закрытые стороны национального наследия, в научный оборот введены ранее запрещённые тексты и труды фольклористов. Материалы, собранные учёными, были опубликованы отдельными сборниками.
Собранные В. В. Радловым тексты казахского фольклора были впервые изданы под названиями «Алтын сандык» (1991) и «Ел казынасы – ески сөз» (1994). В коллективном труде «Историчность казахского фольклора» (1993) была всесторонне рассмотрена взаимосвязь с бытом, обычаями и верованиями народа разных эпох. В 2001 г. вышла монография «Поэтика казахского фольклора», которая углублённо и целенаправленно раскрыла эту проблематику. Первый том десятомной «Истории казахской литературы» (2008) заново осмыслил историю казахского фольклора, чётко разграничив литературу и устное творчество. В рамках госпрограммы «Мәдени мұра» в 2007–2008 гг. вышла трёхтомная «Мировая фольклористика». В серии «Слово предков» (100 томов) пять томов «Сказок» (73–77-й тома) были подготовлены в соответствии с жанрово-стадиальными особенностями.
В 2006–2024 гг. в рамках фундаментальных, грантовых и прикладных проектов сотрудниками отдела были подготовлены труды: «Современная литература и фольклор» (2008), «Независимость и фольклор» (2011), «Казахский фольклор за рубежом» (2014), «Современный фольклор в Казахстане» (2014), «Казахский эпос в контексте мирового эпического наследия» (2017), «История казахской фольклористики (XVIII – начало XXI века)» (2017), «Сюжеты казахского эпоса» (2017), «Священный мир казахского фольклора» (2020), «Фольклорные источники творчества Абая» (2021), «Игры Великой степи» (сборник, 2021), «Духовная культура в рамках программы “Рухани жаңғыру”» (2022), «Игры Великой степи: происхождение, типология, социальные функции» (2022), «Деятели Алаша и национальный фольклор» (2024), «Золотая Орда и фольклор» (2024), «Фольклор и общественное сознание» (2024). В рамках серии классических исследований подготовлены 3 тома (№ 11, 13, 24).

Сегодня в отделе работают: два доктора филологических наук – Б. У. Азибаева, К. И. Матыжанов; кандидат филологических наук – Б. Хинаят; старший научный сотрудник – Д. С. Жакан; научные сотрудники – Н. Набиолла, А. Мухамедьяр, О. Жолдыбай, Д. Жылкыбай.
Сотрудники отдела ведут фундаментальное исследование «Мифологические сюжеты и мотивы в казахском фольклоре» (руководитель: К. И. Матыжанов), а также прикладные проекты «Мировая фольклористика» (2023–2025) и «Фольклорная карта» (2025–2026).
После М. О. Ауэзова заведующими отделом были: Е. Исмаилов, М. Каратаев, М. Габдуллин, Р. Бердибаев, Ш. Ыбыраев, С. Каскабасов, Б. Азибаева. С 2018 г. отдел возглавляет академик НАН РК, доктор филологических наук К. И. Матыжанов.

Отдел «Международных связей и мировой литературы»

Основные направления научных исследований:
– современный литературный процесс Казахстана;
– мировая литература XXI века;
– компаративистика;
– международные связи казахской литературы;
– межкультурный диалог национальных литератур.

Заключены Соглашения и Договора о сотрудничестве с ведущими научными центрами, университетами, издательскими домами, консерваториями, университетами искусств и институтами Академий наук Азербайджана, Башкортостана, Беларуси, Грузии, Калмыкии, Кыргызстана, Молдовы, России, Татарстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Хакасии; с вузами и научными центрами Венгрии, Германии, Монголии, Нидерландов, Республики Корея, СУАР КНР, Турции; с литературными музеями Беларуси, России, Украины.

Отдел международных связей и мировой литературы открыт в Институте в 2002 году. В Институте ранее функционировали отдел русской литературы Казахстана и отдел взаимосвязи литератур. Отделом мировой литературы и международных связей руководили доктор филологических наук, профессор Маданова Маргарита Хамитовна (2002-2006); доктор филологических наук, профессор Елеукенов Шериаздан Рустемович (2007-2009); кандидат филологических наук, ассоциированный профессор Ананьева Светлана Викторовна (2010 – по настоящее время). С 2012 года – отдел аналитики и внешних литературных связей; с 2019 года – отдел международных связей и мировой литературы.

Реализованы научные проекты:

 Мировой художественный процесс и литература независимого Казахстана (1991-2001) (руководитель – М.Х. Маданова; 2002-2005). Изданы коллективные монографии «Литература народов Казахстана» (Отв. редактор С.А. Каскабасов, 2004), «Очерки по мировой литературе рубежа ХХ-ХХI столетий» (Отв. редактор М.Х. Маданова, 2006) с участием ученых Индии, Чехии, Турции.

Международные литературные связи суверенного Казахстана (руководитель – Ш.Р. Елеукенов; 2006-2008). Изданы коллективные монографии «Литературно-художественный диалог» (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2008) совместно с Институтом мировой литературы имени А.М. Горького РАН с участием литературоведов России, Румынии и Молдовы; «Международные связи казахской литературы периода независимости» (Отв. редактор Ш.Р. Елеукенов, 2008) и научный сборник С. Ананьевой «Международное сотрудничество Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова» (2006).

Мировой литературный процесс и казахская литература в зарубежной литературной критике (1991-2011) (руководители Ш.Р. Елеукенов, С.В. Ананьева; 2009-2011). Изданы коллективные монографии «Интеграционные процессы и казахская литература» (Отв. редактор С.А. Каскабасов, 2011) с участием литературоведов, издателей, переводчиков Германии и Франции; «Новейшая зарубежная литература» (Отв. редактор С.А. Каскабасов, 2011) с участием преподавателей вузов, литературоведов Азербайджана, Болгарии, Германии, Молдовы, России, Румынии, Словакии. В Издательском доме «Жибек жолы» увидели свет монографии С. Ананьевой «Казахстанская Пушкиниана» (2009) и «Русская проза Казахстана. Последняя четверть ХХ века – первое десятилетие ХХI века» (2010).

Литература народов Казахстана на современном этапе (руководитель С.В. Ананьева; 2012-2014). Изданы коллективная монография «Современная литература народа Казахстана» (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2014), монография С. Ананьевой «Морис Симашко. Опыт филологического прочтения» (2014). По программе «Издание социально-значимых видов литературы» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан увидела свет коллективная монография «Литература народа Казахстана». Издание второе, дополненное (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2014).

Мировой литературный процесс XXI века (руководитель С.В. Ананьева; 2015-2017). Изданы коллективная монография «Мировой литературный процесс XXI века» (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2016)  с участием литературоведов, литературных критиков, преподавателей вузов России, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Литвы, Узбекистана; учебное пособие «Мировой литературный процесс: контент, направления, тренды» (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2017) с участием ученых КНР, России, Молдовы.

Казахско-американское литературное сотрудничество новейшей эпохи (руководитель С.В. Ананьева; 2015-2017). Изданы коллективные монографии «Казахско-американские литературные связи: современное состояние и перспективы» (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2016) с участием ученых США и «Словесное искусство современного Кыргызстана и Казахстана в контексте культуры Евразии» (Под общей редакцией Т.А. Аскарова, 2017). Вышли в свет антологии казахской литературы «Summer Evening, Prairie Night, Land of Golden Wheat. The Outside World in Kazakh Literature» (2016) (совместно с Колумбийским университетом), «Адам және табиғат. Человек и природа. Human and Nature» (Под общей редакцией У. Калижанова и Р. Абазова, 2017), научный сборник «Мир Олжаса Сулейменова» (Отв. редактор С. Ананьева, 2015).

Творчество Абая Кунанбаева в зарубежной рецепции (руководитель А.К. Машакова; 2015-2017). Издан научный сборник «Творчество Абая Кунанбаева в зарубежной рецепции» (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2016), коллективная монография «Абай Кунанбаев в мировом литературоведении» (Под общей редакцией У. Калижанова, 2017).

Концепция «Мәңгілік ел» в литературе и искусстве Казахстана (руководитель К.И. Матыжанов; 2018-2020). Изданы хрестоматия современной литературы «Казахстан в моей судьбе» (Отв. редактор С. Ананьева. Т.1 Поэзия, 2019, Т.2 Проза, 2020) и научные сборники «Абай и Навои» (Отв. редактор С. Ананьева, 2018), «Культура в глобальном мире» (Отв. редактор С. Ананьева, 2020) с участием литературоведов, переводчиков, критиков Беларуси, Грузии, Молдовы, Польши, России, Румынии, США, Франции.

Казахстан и мировое литературное пространство: компаративные исследования (руководитель С.В. Ананьева; 2020-2022). Изданы научный сборник «Литература Казахстана в зарубежных источниках. Шетел дереккөздеріндегі Қазақстан әдебиеті» (Отв. редактор С. Ананьева, 2021) и коллективная монография «Казахстан и мировое литературное пространство: компаративные исследования» (Отв. редактор С. Ананьева, 2022) с участием литературоведов Венгрии, России.

  • Казахская литература в международных контекстах: постнеклас-

сическая эпистемология и плюриверсальность (руководитель С.В. Ананьева; 2022-2024). Изданы научный сборник «Қазақстан әдебиетінің шетелде қабылдануы / Зарубежное восприятие литературы Казахстана» (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2023) и коллективная монография «Казахская литература в международных контекстах» (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2024) с участием литературоведов и критиков Беларуси, Великобритании, России. Получено авторское свидетельство №48426 (17.07.2024) на программу дисциплины «Классический и постнеклассический анализ в литературоведении» (С.В. Ананьева, А.С. Демченко, А.К. Калиева).

          – Транзит культурных ценностей во времени и пространстве (руководитель К.И. Матыжанов; 2022-2024). Издана коллективная монография «Казахская тема в русской литературе: имагологический дискурс» (Отв. редактор С.В. Ананьева, 2024).

Изданные научные труды высоко оценены отечественными и зарубежными литературоведами и критиками. Коллективная монография  «Новейшая зарубежная литература» – лауреат Международного конкурса на лучший научно-издательский проект «Научная книга» Совета по книгоизданию Международной ассоциации Академии наук в номинации «Общественные науки» (Москва, 2012).

Коллективная монография «Интеграционные процессы и казахская литература» – лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2013» Межрегионального центра информационных технологий в образовании (Россия). Коллективная монография «Современная литература народа Казахстана» отмечена Дипломом Совета Министров Республики Беларусь (2015), Дипломом победителя Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2016» Межрегионального центра информационных технологий в образовании (Россия) и нагрудным знаком «Аргумок» Ассоциации общественных объединений узбеков РК «Дустлик» (2016).

В 2016 году совместно с Союзом писателей Казахстана подготовлена антология «Мәңгiлiк Елiм менiң. Вечная страна моя» (послесловие С.В. Ананьевой).

Сотрудники отдела принимали участие в Международных научных проектах. Совместно с Международным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) и издательством «Художественная литература» (Москва) осуществлялась подготовка томов фольклора и литературных памятников стран СНГ в серии «Классика литератур СНГ». Изданы тома «Льется песня под домбру» (2009), «Небосвод над моей головой» (2010), «Под парусом вечного неба» (на русском и английском языках, 2011), монография С.А. Каскабасова «Золотая жила» (2010).

В 2010-2011 годах реализован проект «Исследование корейских и центральноазиатских мифов, сказок, эпосов и цифровое архивирование», в подготовке совещаний совместно с департаментом по продвижению создания Города-Центра Азиатской культуры Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея принимали участие С.В. Ананьева, А.К. Машакова.  Девять произведений казахского фольклора изданы в Сеуле на корейском языке в книге «Каzakhstаn». В 2011 году в Алматы проведено IV Центральноазиатско-Корейское совещание по развитию культурных ресурсов «Современная культура и культурное наследие» с участием представителей Казахстана, Кореи, Таджикистана и Кыргызстана, по его итогам издан научный сборник. С.В. Ананьева является одним из авторов зарубежных коллективных монографий «Изучение творчества Ф.М. Достоевского» (Институт русской литературы РАН, Санкт-Петербург, 2013), «История национальных литератур: читая и перечитывая» (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Москва, 2014), «Литературное трансграничье: русская словесность в России и Казахстане» (Барнаул, 2017), «Магический реализм» (София, Болгария, АН, 2019). Соавтором монографий «Национальные литературы в диалоге» (2017, Румыния), «Русская литература в мировом пространстве» (2017, Венгрия), «Беларусь в творчестве и судьбе» (2018, Минск), «Творчество есть воля» (2020, Минск), «Духовные ценности как основа фундамента культуры народов» (2020, Минск), членом редколлегий, редакционных советов и автором антологий «Навстречу недоверчивому солнцу…» (Москва, Российско-немецкий дом, 2013, 2015), «Современная литература стран СНГ. Проза. Поэзия. Детская литература» (Москва, 2023), литературных альманахов «Казахстан – Россия» (2015, 2016), «Казахстан – Беларусь» (2020) и другие.

Литературоведы Института и сотрудники отдела принимают участие в Международных научных конференциях в Институте грузинской литературы имени Шота Руставели (Тбилиси) и Oxford Desert Conference (Оксфорд), в симпозиумах стран СНГ и дальнего зарубежья. В контексте новейшей системы литературных ценностей и межкультурного диалога в монографии С. Ананьевой «Абай и межкультурный диалог ХХI века» (2021) раскрывается значение классического текста Абая Кунанбаева.

Отдел активно сотрудничает с Ассамблеей народа Казахстана.  При поддержке Казахстанского объединения немцев «Возрождение» в серии «Известные немцы Казахстана» издана книга «Эрнст Боос: Через тернии судьбы» (С. Ананьева, 2017). В Немецком доме проводятся мероприятия в день рождения Г. Бельгера. Совместно с ассоциацией Мицва с 2021 года проводятся Международные литературные чтения, посвященные творчеству Народного писателя Казахстана М. Симашко, изданы четыре научных сборника.

Научная деятельность отдела направлена на активное продвижение казахской литературы в мире, активизацию художественного перевода, укрепление международного сотрудничества и диалога культур.