Главная / Новости / Онлайн-конференция на тему «ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА И ПАНДЕМИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И БУДУЩЕЕ»

Онлайн-конференция на тему «ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА И ПАНДЕМИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И БУДУЩЕЕ»

22 мая состоялась онлайн-конференция Международного объединения театральных критиков на тему «Театры Казахстана и пандемия: современное состояние и перспективы».
Цель мероприятия – оценить ситуацию в карантинный и посткарантинный период в казахстанских театрах и всем театральным сообществом постараться найти ответы на вопросы, поставленные временем.
На конференции рассматривались проблемы, связанные с влиянием карантина на деятельность театров страны, преимущества и недостатки показов онлайн-спектаклей, требования к цифровым съемкам, актуальные вопросы второй половины форс-мажорного сезона, изменения в расписаниях фестивалей, репертуарной политике театров.
Партнеры конференции: Институт литературы и искусства имени М. Ауэзова Комитета науки МОН РК, Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенева, Институт архитектуры и искусства НАН Азербайджана, Азербайджанский государственный университет культуры и искусства, Центр исследований современного грузинского театра, университет театра и кино имени Шота Руставели и порталы искусства Teatro.az, Theatrelife.ge и Oner.kz.⠀
Учредители "Международного объединения театральных критиков" Лаша Чхартишвили (Грузия), Анар Еркебай (Казахстан), Эльчин Джафаров (Азербайджан) выступили во вступительных и заключительных разделах конференции, рассказали о важности и задачах данного мероприятия, о планах объединения. Марина Васадзе и Исрафил Исрафилов выступили модераторами в двух частях конференции.
Очевидно отличие данной конференции от предыдущих. Во-первых, конечно, по форме проведения. Во-вторых, именно в ней поднимались актуальные проблемы сегодняшнего дня. Театральные специалисты, подключившиеся из разных стран и часовых поясов, отметили, что они не остались равнодушными к текущему процессу. Участники и зрители двухсекционной конференции, прошедшей на английском и русском языках, высказали свои мнения и подчеркнули важность проводимой конференции. И на самом деле, очередная миссия театрального сообщества, которая не может отразить весь процесс, происходящий в истории театра, заключается в том, чтобы выразить свои взгляды по данному вопросу, поднять проблемы, создать определящие принципы.
Формат конференции не был ограничен только выступлениями с докладами. Участники открыто и свободно высказывали свои мнения, провели бурные обсуждения по поднимаемым проблемам, выражая интерес не только к современному театральному процессу, но и к перспективам сценического искусства.
Азербайджанский театровед, кандидат искусствоведения, профессор Айдын Талыбзаде отметил: «Словосочетание «театр-онлайн», во-первых, это полнейший идиотизм, абсурд, а во-вторых, все означаемые этого понятия, абсолютно противоречат поэтике, гармонии театра. Онлайн-театров не бывает: это аксиома». А искусствовед Эмилия Деменцова (Россия) в своем докладе подробно рассказала о возможностях и угрозах для театра в карантинных условиях, заключив: «Разумеется, можно долго спорить о том, что театр в записи теряет свою энергетику, что даже прямые трансляции спектаклей не передают его, но, уверена, что всем очевидно одно – лучше спектакль в записи, чем его отсутствие». То есть пандемия рассматривалась как фактор, влияющий на общее вступление театра в новую форму и самостоятельное развитие творческих коллективов, одно развитие и переосмысление усилий. Вместе с тем, российский театровед, кандидат искусствоведения Айсылу Сагитова подчеркнула: «После окончания карантина наступит долгий период восстановления административных, экономических и художественных структур театров. Сложно сказать, как будет происходить возвращение зрителя в театр. Однако, ясно, что в первое время мы будем избегать места массового скопления людей, следовательно, даже после того, как театры откроют свои двери, им нужно быть готовыми к тому, что зрителей в зале будет немного».
Из тринадцати спикеров, выступивших на конференции, – девять теоретиков. Список вышеназванных театроведов дополнили кандидат искусствоведения, профессор Сания Кабдиева (Казахстан), доктор PhD, искусствовед, доцент Видади Гафаров (Азербайджан), кандидат искусствоведения, куратор Электротеатра Станиславский Кристина Матвиенко (Россия), заведующий кафедрой менеджмента исполнительского искусства Университета Нишанташи Зияд Гулиев (Турция), преподаватель Университета Ламеи Саид Каземьян (Иран), магистр искусствоведения Александр Мантуш (Белоруссия). Также с докладами выступили специалист театра Артефактума Моника Баджонеро Диас (Мексика), художественный руководитель театра Карачи Сохаил Ахмед Малик (Пакистан), режиссер, художественный руководитель театра dOM Тарлан Расулов (Азербайджан), драматург, режиссер театра «Слезы и смех» Христо Стойчев (Болгария).

  22 мая 2020 г.